Автомобильный глоссарий с базовыми терминами автоспорта
RU: Автодром, Аквапланинг, Антикрыло, Апекс, Блокировка, Боксы, Болид, Большие Призы, Водитель, Воздушный мешок, ДРС, Герман Тильке, Гонщик, ГП,
Истинным фанатам автоспорта рекомендуем ознакомиться с сайтом нашего информационного партнёра Автогурус, на котором можно найти полезные сведения о гоночных сериях с открытыми колёсами F1, F2, F3, F4, FE, WS, а также кузовных сериях DTM и WEC! |
||
Drag Reduction System – система регулирования заднего антикрыла. Была введена FIA в добровольно-принудительном порядке начиная с сезона 2011 года для создания искусственных обгонов, что, как предполагалось, должно было добавить зрелищности
Как правило, использование DRS разрешено пилотам в любом месте трассы без ограничений во время свободных заездов и квалификации (за исключением Гран-при Монако, где существует принудительный запрет на использование DRS в туннеле ввиду крайне высокого уровня опасности данного городского трека). Но в гонке DRS можно активировать лишь в строго оговоренных случаях: (1) с начала старта гонки (а также после повторного старта, если гонка была остановлена красными флагами; либо после рестарта, если на трассу выезжала машина безопасности) должно пройти два круга; (2) на гоночной трассе должна быть безопасная ситуация для использования DRS (к примеру, на мокрой трассе использование DRS может быть запрещено Стюардами); (3) в зоне детекции (в заранее оговоренном месте трека) впереди болида должен находиться другой движущийся болид, отставание от которого не превышало 1 секунды.
Перед каждым Гран-при FIA определяет, так называемую, «зону DRS» и участок трассы, в котором будет происходить детекция секундного отставания от впереди идущего болида. Например, если зоной DRS будет объявлена стартовая прямая, секундное отставание может замеряться в одном из поворотов, предшествующих прямой. Во время гонки, если впереди какого-либо болида будет зафиксирован другой болид менее чем в 1 секунде в зоне детекции, а также выполняются условия использования DRS (с момента старта гонки прошло 2 круга и использование DRS не представляет повышенную опасность), пилоту данного болида будет предоставлена возможность активировать систему в зоне DRS. Активации DRS происходит нажатием специальной кнопки, расположенной на руле. Отключение же опции происходит автоматически при первом нажатии педали тормоза.
Синонимы: Регулируемое антикрыло, Система снижения турбулентности.
Formula One – высокотехнологичный чемпионат мира по кольцевым автогонкам среди машин с открытыми колёсами в классе «Формула-1». В современном календаре чемпионата насчитывается порядка 20 отдельных этапов
Синонимы: FIA Formula One World Championship, Formula 1, Formula One, Королева автоспорта, Ф1, Ф-1, Формула1, Формула-1, Формула 1.
Federation Internationale de l`Automobile – Международная автомобильная федерация.
Синонимы: МАФ, ФИА.
Grand Prix – гонка с призами. Отдельный этап (раунд) чемпионата мира. Данное название обусловлено тем, что в каждом
Синонимы: Большие Призы, Гонка, ГП, Гран-при, Раунд, Этап.
Kinetic Energy Recovery Systems – система рекуперации кинетической энергии. Была введена FIA начиная с сезона 2009 года для придания
Принцип действия KERS аналогичен работе аккумулятора с зарядным устройством. Во время каждого торможения болида происходит накапливание энергии, которая используется для подзарядки аккумулятора системы, как если бы его подключили к электросети. Для активирования KERS необходимо нажать и удерживать специальную кнопку «boost» на гоночном руле. Как только пилот отпустит кнопку или будет исчерпан весь заряд на текущем круге, действие KERS прекращается.
По аналогии с системой закиси азота (NOS), распространенной в драг-рейсинге, KERS придает гоночному болиду временное увеличение мощности. Но данное сравнение весьма условно, поскольку у NOS и KERS больше различий, чем схожих черт. Так, например, использование NOS ограничено объемом баллонов с закисью азота; в то время, как KERS можно активировать неоднократно на каждом круге гонки. С другой стороны, согласно регламенту на одном круге общее время использования KERS не должно превышать 7 секунд. Таким образом, пилотам предоставляется возможность либо использовать KERS по несколько секунд в разных участках трассы, либо сразу потратить все допустимые секунды в одном месте. К примеру, весь заряд KERS можно активировать на самой длинной прямой.
Safety Car – машина безопасности (пейскар). Выезжает на трассу в экстренных случаях, чтобы собрать и притормозить гоночный пелетон. Так, например, во время обильного дождя либо в случае аварии одного или нескольких болидов может сложиться опасная ситуация для проведения гонки в штатном режиме. В подобных случаях во избежание многочисленных сходов пилотов дирекция гонки может принять решение выпустить на трассу SC.
Согласно регламенту при появлении SC (1) пилотам запрещается совершать обгоны, в том числе и круговых. (2) Во время движения на крыше SC включаются мигающие огни оранжевого цвета. Благодаря данной подсветке во время дождевой гонки пилотам намного легче определить физическое местоположение SC. (3) Все пилоты в обязательном порядке выстраиваются позади SC согласно своей текущей позиции и двигаются таким образом, пока SC не покинет трассу. (4) Если между SC и лидером гонки на трассе будут находиться другие болиды (круговые), им будет разрешено обогнать SC и присоединиться к концу пелетона, как только весь пелетон соберется позади SC. О возможности обогнать SC будет извещено при помощи временного включения зелёных огней, расположенных на крыше SC. (5) В случае если пилот (случайно) совершит несанкционированный обгон «под пейскаром», он будет обязан вернуть отвоёванную позицию. В противном случае может последовать наказание в виде принудительного проезда через
После восстановления безопасных условий на трассе дирекция гонки инициирует процедуру рестарта, предварительно распространив командам на технические мониторы сообщение вида «Safety car in this lap» (машина безопасности покинет трассу в конце круга). Также SC гасит огни, информируя пилотов о том, что он покинет трассу в конце текущего круга. Кроме того, информация об этом может быть продублирована пилотам по
Синонимы: Pace-Car, Пейс-кар, Пейскар, Сейфти-кар.
Аквапланинг – чрезвычайно опасный процесс, происходящий с гоночным болидом на мокрой трассе, сопровождаемый полной или частичной потерей управления. В случае обильного дождя в некоторых местах гоночной трассы иногда скапливается большое количество воды, образуя глубокие лужи. Форсируя подобные водные преграды, гоночный болид может поскользнуться или вовсе поплыть. Поскольку конструкционные особенности днища болидов делают их уязвимыми во время дождя и при небольшом дорожном просвете способствуют тому, чтобы болид приподняло над треком и пустило по волнам словно лодку! Но в отличие от лодки, неуправляемый болид может вынести с гоночного трека в любом направлении.
Синонимы: Аквапланирование.
Антикрыло – конструкция болида, применяемая для регулирования уровня прижимной силы. Устанавливается в передней и задней частях болида. С 2011 года пилотам стала доступна дополнительная опция DRS, позволяющая регулировать уровень прижимной силы заднего антикрыла непосредственно на гоночной трассе.
Синонимы: Спойлер.
Боксы – гаражи болидов, расположенные по периметру пит-лейна. Также под посещением боксов могут понимать непосредственно
Болид – гоночный автомобиль. Пилоты Формулы-1 нередко преодолевают отметку в 300км/ч. И за столь стремительную скорость, а также за свой внешний вид болид можно сравнить с летящим метеоритом (болидом) или с пулей (англ. bullet), основным назначением которой является достижение цели в кратчайшие сроки! Гоночный болид представляет собой одноместный монокок с открытыми колесами, которые вынесены по бокам монокока. Подобная конструкция сопряжена с повышенным риском для гонщиков. Поскольку, в отличие от кузовных серий (чемпионатов), в случае контакта двух и более болидов существует вероятность того, что один из болидов подлетит в воздух и перевернётся, соприкоснувшись с колёсами другого болида. Кроме того, у болидов
Гоночный уик-энд – комплекс мероприятий в рамках проводимого
«Захлопнуть калитку» – образное выражение, обозначающее движение болида в левую или правую сторону, препятствующее обгону. В ситуации, когда впереди идущий пилот смещается в сторону, блокируя позади идущего соперника, намеревавшегося провести обгон, и не оставляя тому пространства для манёвра, можно сказать, что он «захлопнул калитку» или, выражаясь карточным языком, покрылся! В соответствии с регламентом блокировка позади идущего пилота во время квалификационных заездов наказывается добавлением несколько мест на стартовой решётке к реально завоёванной позиции провинившегося пилота, поэтому в квалификации пилоты, как правило, беспрепятственно пропускают друг друга.
Синонимы: Блокировка, Закрыть калитку, Защита, Оборона, Покрыться.
Квалификация – предварительные соревнования пилотов, проходящие по олимпийской системе ("на вылет") и определяющие расстановку болидов на старте гонки. В современной
Кокпит – открытая кабина болида без дверей и крыши. Непосредственно то место монокока, в котором сидит пилот.
"Командный мостик" – специально отведенное место на пит-лейне, в котором располагаются руководители и гоночные инженеры команд во время проведения заездов для мониторинга состояния болидов, гоночного полотна, погодных изменений и пр.
Комиссар – специальный представитель FIA, находящийся непосредственно на трассе и следящий за прохождением гонки. В целях безопасности во время гоночного
Синонимы: Маршал.
Круговой – пилот, которого обгоняют на круг. В
"Леденец" – сигнальный элемент в виде таблички на длинной палке. Используется для подачи сигнала пилоту о возможности покинуть
Ложемент – кресло пилота. Конструкция болидов Формулы-1 устроена таким образом, что гоночный пилот не сидит, а практически лежит на ложементе, установленном в кокпите. Для упрощения задачи управления различными опциями болида многие кнопки, переключатели (включая лепестки переключения передач) и т.п. вынесены на гоночный руль пилота.
Синонимы: Кресло, Сиденье.
Монокок – элемент болида, в средней части которой располагается одноместный кокпит пилота. В задней части монокока располагается двигатель. Спереди монокока располагается носовой обтекатель (переднее антикрыло).
Моторхоум – специальные фуры, в которых перевозится гоночное оборудование команд. На время гоночного
Пелетон – совокупность всех болидов под управлением пилотов, участвующих в
Синонимы: Пелотон.
Пилот – участник чемпионата, управляющий гоночным болидом. По причине достижения высоких скоростей, нередко превышающих барьер в 300км/ч, гонщиков
Синонимы: Водитель, Гонщик.
Пит-лейн – специальный участок автодрома, по периметру которого располагаются Боксы и Командные мостики. Как правило, пролегает параллельно стартовой прямой. Используется для проведения
Пит-стоп – остановка болида пилотом перед боксами своей команды для смены резины, проведения ремонтно-восстановительных работ (например, смены носового обтекателя) и т.п.
Подиум – специальная площадка со ступенями для награждения тройки призёров. После
Синонимы: Помост, Пьедестал почёта.
Прижимная сила – аэродинамический эффект, достигающийся регулированием передних и задних антикрыльев. Большая прижимная сила позволяет пилоту четче проходить повороты, но меньше разгоняться на прямых. Меньшая прижимная сила позволяет болиду достичь максимальных скоростей, но при этом в поворотах болид может вести себя нестабильно. Для того, чтобы найти наилучший баланс для уровня прижимной силы, существуют отдельные свободные заезды, проходящие в гоночный
Пул-позишн – первое место квалификации, позволяющее пилоту начать гонку с первой позиции.
Синонимы: Поул, Поул-позиция.
Регламент – свод правил, устанавливаемых FIA, касающихся поведения пилотов (спортивный регламент) и конструкции болидов (технический регламент).
Руль – многофункциональное устройство управления болидом и иными опциями. В отличие от руля обычного дорожного автомобиля, гоночный руль болида, действительно, предоставляет пилоту более широкий набор возможностей. На гоночном руле, используемом пилотами
Свободные заезды – тренировочные (пробные) сессии пилотов для привыкания к трассе и определения оптимальных настроек болида. Проходят в три сессии (этапа): два полуторачасовых заезда проводятся в пятницу (за исключением
Во время свободных заездов пилоты (по желанию) в течение всей сессии могут выезжать на трассу; возвращаться в боксы для внесения изменений в настройки болида; а затем вновь выезжать на трассу. Участие в заездах сугубо добровольное. Но, как правило, все пилоты выезжают на трассу во время каждого из трех тренировочных заездов хотя бы на несколько минут для того, чтобы протестировать болид.
Синонимы: Практика, Тренировки.
Слип-стрим – поток воздуха, образующийся позади движущегося болида. Благодаря данному аэродинамическому эффекту пилот, ведущий плотное преследование впереди идущего болида, получает определенное ускорение, которое пытается использовать для совершения обгона.
Синонимы: Воздушный мешок.
Стюард – специальный официальный представитель, в обязанности которого входит наблюдение за гонкой, наложение санкций по различным нарушениям пилотов, а также принятие важных решений о проводимой гонке. Например, Стюарды могут отложить старт гонки во время сильного дождя или остановить проведение гонки из-за колоссальной аварии. На каждом
Синонимы: Судьи.
Телеметрия – система мониторинга состояния гоночных болидов. Показатели с болидов в режиме реального времени (онлайн) передаются в на Командный мостик, что позволяет командам в случае поломки зазвать пилота в Боксы для точной диагностики проблемы.
Тим-радио – система двусторонней связи пилотов с Командным мостиком (гоночными инженерами и/или руководителями команд).
Трасса – асфальтированная дорога, на которой проходят
Синонимы: Автодром, Дорога, Кольцо.
Трафик – один или несколько гоночных болидов, движущихся по трассе непосредственно перед потенциально более быстрым пилотом, но мешающих быстрому пилоту показать свой истинный темп.
Трек – асфальтированное покрытие гоночной трассы, по которому пролегают траектории болидов.
Синонимы: Гоночное покрытие, Полотно.
Флаги – система предупреждения пилотов по ходу гонки. В
Зелёные флаги сигнализируют о том, что гонка проходит в штатном (обычном) режиме.
Жёлтые флаги являются локальными и сигнализируют пилотам об опасности в отдельном месте гоночного трека. При этом, если в каком-либо месте трассы установлен режим жёлтых флагов, пилоты обязаны сбросить скорость и проезжать этот участок медленнее, чем обычно. После прохождения проблемного участка гонщики вновь могут пилотировать болиды на максимально допустимых скоростях.
Красные флаги сигнализируют об остановке гонки. Например, в случае обильного дождя Стюарды могут принять решение о приостановлении
Синие флаги подсказывают круговому пилоту во время
Белый флаг информирует пилота о том, что по трассе движется слишком медленный болид.
Чёрный флаг сигнализируют конкретному пилоту о его дисквалификации. Например, если гонщик проигнорировал наказание Стюардов, ему могут показать черный флаг. После чего пилот в обязательном порядке должен будет прекратить участие в гонке и вернуться в Боксы.
Жёлто-красный полосатый флаг информирует пелетон о том, что трасса залита маслом.
Чёрно-белый клетчатый флаг показывается пилотам на финише гонки.
Шины – гоночные покрышки. В современной Формуле-1 шины играют важную роль в стратегии на гонку. Поскольку на каждый отдельный
Так, например, если пилот будет стартовать на более мягкой резине, в начале гонки он будет показывать лучший темп, в отличие от стартовавших на более жёстком типе. Но мягкие шины имеют свойство быстрее изнашиваться по сравнению с жёстким типом. Следовательно, пилотам, стартующим на мягком типе резины, придётся раньше других заезжать на
Синонимы: Колёса, Покрышки, Резина.