История Формулы-1 и забавные факты из мира автоспорта
Первый в истории Гран-при в рамках чемпионата мира по кольцевым автогонкам в классе
Благодаря стараниям FIA с непредсказуемыми решениями об изменениях гоночного регламента список чемпионов периодически пополняется новым именем! Так, например, относительно недавний чемпионат 2012 года, где в 7 первых гонках оказались 7 разных победителей из 5 разных команд, рискует войти в историю, как один из самых зрелищных и непредсказуемых за всё время существования
Истинным фанатам автоспорта рекомендуем ознакомиться с сайтом нашего информационного партнёра Автогурус, на котором можно найти полезные сведения о гоночных сериях с открытыми колёсами F1, F2, F3, F4, FE, WS, а также кузовных сериях DTM и WEC! |
||
В чемпионате Формулы-1 принимают участие порядка 12 команд. Каждая команда располагает двумя гоночными машинами (которые принято называть болидами); и, как правило, тремя водителями (которых принято называть пилотами). Два основных пилота участвуют в гонках; а третий пилот выполняет функцию запасного игрока либо участвует в тест-драйве обновленной версии болида. Поскольку
Как правило, перед стартом очередного сезона команды-участники чемпионата презентуют публике новую версию гоночного болида. С этого момента (а фактически, ещё задолго до него) работа по усовершенствованию данной версии может вестись вплоть до заключительного
Тем не менее, некоторые инновационные разработки могут быть применимы не только при конструкции новой версии гоночного болида, но и внедрены в серийном производстве обычных дорожных автомобилей; а также в гоночных машинах других классов. Так, например, революционная для своей эпохи антипробуксовочная система (АПС), разработанная Ferrari, со временем стала внедряться и в дорожные автомобили. А технология рекуперации кинетической энергии (KERS), разработанная Williams, стала успешно применяться в гоночных автомобилях Porsche. Но в настоящее время из-за различных ограничений технического регламента командам весьма сложно создавать универсальные технологии, которые могли бы быть использованы и вне гоночного болида. И зачастую, усилия сотрудников команд поддерживают конкуренцию исключительно в рамках
Современный гоночный болид Формулы-1 разгоняется до 100 км/ч менее чем за пять секунд. При этом во время старта или торможения перед поворотом пилот испытывает, практически, космические перегрузки; из-за чего гонщиков
Мощные двигатели нередко позволяют пилотам в гонках развивать скорость свыше 300 км/ч. А благодаря особенности конструкции разогнавшийся болид вполне смог бы ехать и по потолку. Подобный аэродинамический эффект достигается за счет прижимной силы от переднего и заднего антикрыльев. Во время движения вокруг болида образуются потоки воздуха, которые словно придавливают болид к гоночному треку. Основополагающим аэродинамическим элементом является переднее антикрыло, сконструированное по обратному принципу крыла самолета. Но в отличие от крыльев самолета, которые помогают ему взлететь, антикрылья болида, напротив, оказывают прижимной эффект. В совокупности с эффективной тормозной системой это позволяет пилотам проходить повороты на более высоких скоростях, нежели водителям дорожных автомобилей, и терять меньше времени по ходу трассы. Так, например, средняя скорость во многих
Физически болид представляет собой высокотехнологичный сборный конструктор, состоящий приблизительно из 80000 различных деталей. Среди основных элементов можно выделить кокпит (место монокока, в котором располагается пилот), двигатель ("сердце" болида) и шасси с вынесенными по бокам монокока открытыми колесами. После завершения каждого этапа чемпионата болиды разбираются (с них снимаются некоторые элементы; как, например, носовой обтекатель, заднее антикрыло), и команды приступают к перевозке гоночного оборудования на свою базу либо сразу к месту проведения следующего этапа. Причем, вес одного болида составляет около 600 кг. Таким образом, каждой команде приходится перевозить с этапа на этап порядка нескольких десятков тонн гоночного оборудования и сопутствующих материалов.
Ширина болида составляет всего около 180 см. Поэтому используемое пространство для пилотской кабины (кокпита) крайне ограничено. Так, например, прежде чем разместиться в кокпите (или чтобы выбраться из него), пилотам приходится снимать руль! После того, как пилот устроится в кокпите на своем гоночном кресле (ложементе), его пристегивают ремнями безопасности так, что торсу практически невозможно пошевелиться. Причем, всем пилотам предварительно приходится набирать полную грудь воздуха. В противном случае во время движения может оказаться крайне проблематично делать живительные вдохи! А принимая во внимание тот факт, что непосредственно за спиной пилота находится раскаленный двигатель, благодаря которому в кокпите движущегося болида достигается эффект сауны с температурой около 50°C, после каждой гонки пилот теряет в среднем по 3-5 кг от своего веса.
Таким образом, физические нагрузки, с которыми приходится справляться гонщикам
Существует мнение, что подавляющее большинство спортсменов весьма далёкие от юмора люди. Вероятно, для развенчивания данного мифа сами пилоты
Так, например, первый в истории Формулы-1 гонщик из России Виталий Петров известен под прозвищем «Выборгская ракета». Причиной столь интригующего названия послужил тандем из родного города пилота (Выборга) и полезной способности стремительно стартовать в гонках, словно ракета. Таким образом, если Виталий проваливался в квалификации и вынужден был уходить в бой из середины пелетона, но машина позволяла сражаться за более высокие места, он всегда старался отыграть несколько позиций прямо на старте. За что и получил своё прозвище!
Легендарный и многократно титулованный Михаэль Шумахер не мог ограничиться лишь одним прозвищем и известен как «Красный барон» (в период триумфального выступления за Феррари); «Шуми» (Schummi); «МиШу» (от Михаэль Шумахер); «Человек Дождя» за превосходные навыки пилотирования болида под дождём (по аналогии с Айртоном Сенной). Также известно и менее приятное прозвище «Шуммель» (Schummel), дословно означающее мошенник. Данное прозвище Шумахер получил в 1994 году после гибели Айртона Сенны. Многие винили в случившемся Михаэля, поскольку в ту роковую для Айртона гонку в Имоле именно Шумахер преследовал Сенну, вынуждая атаковать того на пределе сил. После чего в течение всего сезона 1994 года Михаэль Шумахер подвергался резкой критике и получал штрафы за малейшие провинности. Тем не менее, к концу сезона Михаэль всё же смог завоевать свой первый чемпионский Титул. И на сегодняшний день коллекция легенды автоспорта насчитывает целых семь чемпионских Кубков. Причём, один из них даже является оригиналом! Дело в том, что чемпионы мира в соответствии с правилами после сезона возвращают свой трофей на хранение в FIA; а себе могут оставить лишь копию. Но в одном из сезонов Берни Экклстоун (глава FOM) позволил Михаэлю Шумахеру забрать себе оригинал.
За Себастьяном Феттелем плотно закрепилось прозвище «Бэби-Шуми» (Baby Schummi) по аналогии с Шумахером, особенно после перехода в Феррари; а также прозвище «Себ» (от Себастьян).
Фернандо Алонсо известен под прозвищами «Нандо» (от Фернандо); «Ал» (от Алонсо); «Тефлонсо» (Teflonso), происходящее от скрещивания слов Тефлон и Алонсо. Фактически, тефлон является распространённым антипригарным покрытием, применяемым в производстве посуды. Также тефлоном нередко называют людей, в отношении которых может быть применима фраза «с них всё, как с гуся вода»! Сам же Фернандо был удостоен прозвища «Тефлонсо» после фигурирования его фамилии в, так называемом, «шпионском скандале» сезона 2007 года, когда сотрудники команды Макларен, за которую на тот момент выступал Алонсо, подозревались в хищении и использовании конфиденциальных данных Феррари. А также после нашумевшей истории с аварией Нельсиньо Пике (напарника Фернандо) во время ГП Сингапура сезона 2008 года, которая (предположительно) была намеренно спровоцирована впоследствии приказа, поступившего с командного мостика Рено, за которую на тот момент выступали Пике и Алонсо. Во многом благодаря той аварии Фернандо Алонсо смог одержать победу в столь роковом
Кими Райкконен из снежной Финляндии носит полюбившееся многим (в том числе и самому Кими, о чём может свидетельствовать татуировка на его левой руке) прозвище «Айсмен» (Iceman), которое получил благодаря своим личным качествам: невероятному хладнокровию, исключительному спокойствию и феноменальной невозмутимости. По выражению лица Кими (которому мог бы позавидовать самый непробиваемый индеец, йог или монах) чрезвычайно сложно угадать его внутреннее эмоциональное состояние. Так, например, на первой пресс-конференции после финиша
Нико Росберг от одного из своих коллег получил шуточное прозвище «Бритни» («в честь» Бритни Спирс) за свои нехарактерные педантичным немцам длинные золотистые волосы. Однажды, благодаря своему прозвищу Нико попал в достаточно забавную ситуацию. После очередного
Фелипе Масса от своего гоночного инженера Роба Смедли получил прозвище «Солнечный» (Sunshine) после того, как в одном из
Пастор Мальдонадо имеет прозвище «Мальдо» (от Мальдонадо).
Серхио Перес имеет прозвища «Чеко» (уменьшительное от Серхио, распространённое в странах Латинской Америки) и «Перец» (от Перес), которым в шутку любит называть его Виталий Петров.
Камуи Кобаяши из Страны восходящего солнца получил прозвище «Самурай» (Samurai) за свою восхитительную неуступчивость соперникам и бойцовский характер.
За Марком Уэббером плотно закрепилось нелестное прозвище «Номер два» (#2)
Рубенс Баррикелло был известен под прозвищами «Рубиньо» (от Рубенс) и «Вечный номер два», поскольку в период выступления в Феррари вместе с Михаэлем Шумахером в интересах команды Рубенсу часто приходилось пропускать Михаэля, чтобы тот в каждом
Легендарный Айртон Сенна за годы выступления в «Больших гонках» получал самые разнообразные прозвища, к примеру, «Волшебник». Айртон был гонщиком до глубины Души. В интервью Сенна нередко говорил, что в гонках ему удавалось отрешиться от внешнего мира, словно погружаясь в определенный транс. Это умение позволяло Айртону управлять гоночной машиной словно по мановению волшебной палочки! Особенно это проявлялось в дождевых гонках, когда Сенна мастерски и практически безошибочно вёл свою машину на мокрой трассе, как будто она шла по рельсам. За что был удостоен недвусмысленного прозвища «Человек Дождя». Кроме того, благодаря шести победам на одной из самых сложных по пилотажу трасс Айртон Сенна был награждён прозвищем «Мистер Монако»
Ален Прост был известен под прозвищем «Калькулятор» за свой восхитительно расчётливый склад ума. Алену удавалось побороть амбиции и вести гонку с расчётом на перспективу. В случае если от Проста требовалось беречь шины или экономить топливо, он мог снизить скорость и довести машину до финиша, набрав важные очки. Позже за свои рассудительность и склонность к трезвому анализу текущего положения в чемпионате, Ален Прост был удостоен более почётного прозвища «Профессор».
Многократный чемпион мира Хуан Мануэль Фанхио, завоевавший четыре из пяти Титулов подряд, был удостоен благородного прозвища «Маэстро» за свой мастерски отточенный стиль пилотажа; а также за личные черты характера, заслуживающие уважения фанатов и конкурентов.
Мика Хаккинен был известен под прозвищами «Летущий финн» (по аналогии со сказочным кораблём-призраком «Летучим Голландцем») и «Пустой шлем» (за оригинальные интервью).
Дэвид Култхард был известен под прозвищами «Ди-Си» (DC от David Coulthard) и «Летучий шотландец» (по аналогии с «Летучим Голландцем»).
Джанкарло Физикелла имеет прозвище «Физико» (от Физикелла).
За Ником Хайдфельдом в своё время плотно закрепилось прозвищем «Быстрый Ник» (Quick Nick) за его удивительную способность опережать своих партнеров по команде. Так, например, выступая в одной команде и пилотируя одинаковы болиды, Ник смотрелся быстрее и предпочтительнее таких именитых пилотов, как Кими Райкконен и Фелипе Масса. Но к удивлению многих, именно напарники Хайдфельда были удостоены пристального внимания и вознаграждены переходами в ведущие команды. При этом самому же Нику, в отличие от напарников, никак не удавалось реализовать свой потенциал в
Ярно Трулли в гонках часто преследовало прозвище «Паровозик Трулли» за умение собирать позади себя целую цепочку из потенциально более быстрых машин. Во многом это было вызвано тем, что в квалификациях Ярно нередко удавалось показывать неплохие результаты, благодаря которым в гонке он мог оказаться впереди соперников из